E-Audit
Устройство Принципы Эффективность Альтернативы

Rambler's Top100



В 1888 году, М.О. Доливо-Добровольский изобрёл трёхфазный электродвигатель переменного тока. Это стало одним из переломных аргументов в пользу переменного тока как среды передачи электрической энергии, а трёхфазный электродвигатель переменного тока получил самое широкое распространение. С тех же пор не прекращаются попытки использовать его в регулируемом электроприводе.

Существуют несколько возможностей управления скоростью вращения ротора трёхфазного электродвигателя переменного тока: изменение частоты питающей сети; изменение конфигурации бегущего магнитного поля внутри двигателя; изменение величины питающего напряжения; управление передачей момента вращения с вала двигателя на вал приводимого механизма через промежуточное механическое устройство.

Изменение частоты питающей сети является задачей, решаемой преобразователями частоты. Современные достижения электроники позволяют осуществлять изменение частоты с погрешностью 0,01 %.

Возможность изменения конфигурации бегущего магнитного поля привела к созданию специальных типов электродвигателей: наиболее простые — многоскоростные электродвигатели; посложнее — асинхронные электродвигатели с фазным ротором. Безусловно, их применение для специальных задач, со специфическими режимами и условиями работы — оправдано. Но применение таких машин в регулируемом электроприводе, как минимум неэффективно.

Сродни частотному регулированию — параметрическое, осуществляемое путём изменения величины подаваемого на электродвигатель напряжения. На этом принципе основаны устройства плавного („мягкого“) пуска–останова и устройства полнофункционального регулирования.

Устройства мягкого пуска–останова находят широкое применение. Они незаменимы при питании привода от слабых электросетей. Их полезно использовать на всех электроприводах не требующих регулирования.

Параметрический электропривод широко распространён на Западе. У нас это сдерживается его низкой эффективностью на небольшой частоте вращения. В отличие от наших систем, там мало насосных станций обеспечивающих среднесуточный водоразбор 30 м3/час насосами, рассчитанными на подачу 200 м3/час.

Другое направление разработок — механические передачи, позволяющие бесступенчато изменять частоту вращения, передаваемую от двигателя к механизму. Прежде всего, это вариаторы и муфты скольжения. Наибольшее распространение получили гидромуфты. Эти устройства лишены проблем связанных с электричеством. Но имеют свои недостатки: небольшой диапазон регулирования; внедрение этих устройств на существующих объектах связано с необходимостью изменять компоновку электропривода; затруднено встраивание привода в АСУ.

Ещё существуют электродвигатели постоянного тока, которые великолепно удовлетворяют всем задачам регулируемого электропривода. Однако, они дóроги, не могут быть применены в ряде опасных производств, требуют специального источника тока, а главное — с успехом могут быть заменены ЧРП с векторным управлением.


Необходимо отметить, что использование любого существующего способа регулирования скорости привода возможно, но его приемлемость и эффективность в каждом конкретном случае следует определять индивидуально.

ЭнергосбережениеE-mail: auditor@e-audit.ruСсылкиКарта сайтаНаверх
Copyright   ©   Андрей Ланцов   2001–2015   E-mail:   auditor@e-audit.ru